Евгений Пафнутьев – идейный вдохновитель каякинга в Приморье

Предисловие

Изначально здесь не должно было быть никакого предисловия. Но так как эта приятная беседа состоялась осенью 2021 года… то об этом нужно обязательно упомянуть, так как что-то могло уже поменяться, но мы не будем ничего переделывать, оставим как есть. Ведь самое большое хобби в жизни Евгения остаётся неизменным.

Не воспринимайте этот текст, как нечто серьёзное. Я не писатель. Просто достаточно много общаюсь с Евгением, он постоянно делится какими-то историями из своей каякерской жизни и вот однажды, мне показалось, что это может быть интересно нашим единомышленникам. Мы с ним пошли в самый известный (и, пожалуй, единственный) каякерский паб во Владивостоке и записали вот это всё. Надеюсь будет как минимум познавательно.

Поехали! Вернее, погребли!

Евгений Пафнутьев – один из самых опытных морских каякеров Владивостока. Организатор и основатель ряда регулярных каякерских мероприятий. Идейный вдохновитель всего каякинга не только в городе, но и в Приморье. Организовал прямые поставки и продажи каяков известной норвежской фирмы SeaBird, которые составляют основу каякерского флота не только в Приморье, но и в других регионах России. Это тот человек, которого многим и представлять не надо. Человек, который всегда с удовольствием расскажет вам о каякинге. В этом году 12 лет его каякинга. 12 лет с того момента, как он увидел каяк на крыше автомобиля у себя во дворе и обзавёлся собственным. Попробуем задать ему несколько вопросов и узнать чуть поближе.
Стоит сделать небольшую ремарку. Здесь и в дальнейшем, когда мы говорим о «каякинге», мы говорим исключительно о «морском каякинге».

Каяк/лодка/байдарка?
За рубежом нет термина байдарка, есть только каяк. Но тем не менее, в некоторых первоисточниках можно найти слово «baidarka», именно так и написано. Это видимо от слова «байдара», более крупная лодка у чукчей, эксимосов. Но всё-таки больше встречается слово «каяк». В русском языке под словом «байдарка» воспринимается спортивный снаряд. Под словом «каяк» воспринимается что-то туристическо-экспедиционное. Поэтому однозначно ответить на этот вопрос невозможно. То ли байдарка, то ли каяк. Если говорим про полиэтиленовые экспедиционные лодки, то это каяки. Если говорим про спортивные снаряды, на которых гребут на озере Чан – это всё-таки байдарка. Приедет иностранец, у него и то, и то будет каяк.

Что такое каякинг вообще? И морской каякинг в частности?
Интересный вопрос. Даже у нас во Владивостоке, в той же группе «Каяк25», есть разделение на речников, у которых ломается мозг в сторону морского или не ломается. Есть люди, которые так и не перешли в морской каякинг, так и остаются на реке. При этом очень часто, особенно в России, каякинг воспринимается именно как речной каякинг. Потому что у нас морской каякинг развит очень локально и не так давно. Владивосток, Сахалин – это 10–15 лет активного развития. Все остальные регионы практически никак не развивались. Балтика там всё это колом стоит, Крым – очень много запрещённых зон и выход в море крайне осложнён. Реки России были более доступны. Поэтому каякинг больше воспринимается как речной, хотя по сути дела – это абсолютно две разные вещи. Как в техническом плане, так и в ментальном. Люди с речным восприятием мыслят иначе. Даже переходя на море, они не мыслят, как сказать, правильно что ли, этими морскими устоями, которые сформировались даже не у нас, а в странах, где морской каякинг активно развит: США, Австралия, ЮАР, Англия, Норвегия. Следует говорить, что это разные дисциплины. Причём достаточно сильно разные. В речном каякинге многого нет того, что есть в морском. И наоборот.

Почему не речной каякинг? Он чем-то отличается от морского?
Конечно отличается. Это и техническое снаряжение, и сама идеология. А морской… Видя те прекрасные возможности, которые есть у нас во Владивостоке и в Приморье. Этим просто грешно не пользоваться. У нас лучшие условия для каякинга: большое количество островов, нет течений, нет приливов, нет сложных морских явлений (сулоев тех же). Есть только ветра, с которыми достаточном просто справиться. Это банально прогноз погоды, смотришь, делаешь анализ. Поэтому во Владивостоке надо заниматься именно морским каякингом.

Что для тебя каякинг?
Каякинг – это хобби, раз. Это возможность подышать свежим воздухом. Это возможность пообщаться с водой, с морем, потому что море очень люблю. Так как родился во Владивостоке, жил всё время у моря, всё своё детство провёл в море. Плюс в детстве ещё и греблей занимался. Это источник вдохновения. Это удовольствие. Это заряд положительных эмоций и мотиватор для работы. Увидеть воду сквозь воду… это часть жизни, это даже больше половины жизни. Это образ жизни.

Почему именно каякинг? Есть ведь много других экстремальных видов спорта.
Объяснение очень простое и оно связано с детскими эмоциями. Со второго по десятый класс я занимался в спортивной школе по гребле на байдарке, Добровольное Спортивное Общество «Труд» (ДСО «Труд»). Грёб весной, зимой, осенью, летом. Без всякого сухаря, без всяких перчаток. Шили краги из полиэтилена, сами, как это работало я до сих пор не понимаю. Были какие-то смешные юбки, лодки не из полиэтилена. Вот эта автоматически навязанная и привитая любовь к этому делу в те года и определило это хобби в возрасте около 40.  

А если не каякинг, то что?
А что может ещё более прекрасней этого прекрасного ощущения от того, что лодка скользит по воде? Ты понимаешь, что она едет от того, что ты приводишь её в движение своими гребными способностями. Вот эти камушки по дну. Всё остальное отходит на второй план. Аж мурашки бегут.

На сайте Каяк25.ру есть фраза — идейный вдохновитель каякинга на Дальнем Востоке. Можешь раскрыть?
Увидев наши острова и возможности каякинга, просто хотелось, чтобы не только я, но и ещё кто-то катался на каяках, смотрел и наслаждался тем же самым. Все лодки, которые я продавал, я продавал и с удовольствием людям рассказывал, что они смогут получить с этой лодкой в комплекте, то, чего не продаётся. Мне просто нравится, классное место у нас, классный регион.

Сколько всего каякеров в Приморье/ДВ/России?
Думаю, 300/500/1000. 1000 каякеров всего по России. Это очень и очень мало. Всё упирается в условия. Условия хранения, доставки, перемещения.

Почему каякинг не становится таким популярным, как сап?
Хранение. Сдул/надул и он лежит в гараже или машине. Со снарягой всё гораздо проще. Многое из того, что требуется в морском каякинге, просто не нужно сапу. Сухой костюм – они не парятся, покатались в «гидраче», даже если они упали, им не нужно на сутки куда-то идти, они вышли переоделись и поехали домой. Всё очень упрощенно. Им не нужно с собой технологичные печки, запасное весло, палатки и так далее.

Что самое сложное в каякинге?
В реалиях Владивостока снаряжение остаётся одним из самых сложных моментов, если ты чего-то решил, то просто так ты это не добудешь. Да, снаряжение в каякинге остаётся самым проблематичным. Захотел какой-то каяк, не факт, что ты его купишь, это может оказаться сложно. Второй момент – это транспортировка/перемещение с этими каяками до воды, заброска на те участки побережья, которые ты хочешь пройти. Многие, кто сегодня пытаются совершать что-то каякерско-интересное, утыкаются в эту проблему. Хотелось бы иметь конечно более простую транспортную логистику. Всё остальное – это вопрос тренировок и опыта.

Какие знания про погоду и море нужно иметь чтобы выйти в море? Хотя бы минимальные.
Я не думаю, что нужно иметь какие-то специальные знания про погоду и море. В принципе, достаточно наработать минимальный опыт, катаясь недалеко. Современные сайты открыли широкие возможности для каякеров в плане анализа погоды. Те же Windy, WindGuru. Я часто смотрю просто морскую карту и сам анализирую, какая будет погода, используя уже свой опыт понимания локальной погоды.

Есть ли у каякеров специальные знаки обозначения на воде?
Изучал этот вопрос. Чётко установленных знаков нет. Считается так, перед тем как группа начнёт движение, они должны согласовать между собой свои знаки.

Чем привлекателен зимний каякинг?
Вопрос не совсем правильно стоит. Зимний каякинг или каякинг в холодных температурах, или каякинг в «сухаре» (сухой костюм), он расширяет твой сезон. У тебя сезон становится не 3–4 месяца с июня по сентябрь, а есть возможность добавить пару месяцев слева и справа. Это расширяет возможность получения удовольствия от каякинга.

Зимний каякинг как правило происходит, когда очень много «катерастов» и тому подобной техники исчезает с акватории и природа начинает приходить в своё естественное состояние. Кто-то уже не так тебя пугается, уже где-то больше чего-то. Ты идёшь и слышишь больше натуральных звуков. Если, скажем, пойти со Шкота на Клыкова в марте и в августе. Это абсолютно разное. Идёшь в марте, ты кроме птиц, звуков весла… ты не слышишь ничего. А в августе ты будешь слышать… как там эта песня? Песня такая: алкоголичка, алкоголичка. Поэтому весенний каякинг и каякинг позднеосенний, он прекрасен именно тем, что природа в недалёких расстояниях от Владивостока успокаивается, останавливается. Ты получаешь совсем другую картинку. Ты идёшь вдоль острова и видишь куски наледи, льда. Или заходишь в тот же грот на Шкота, а у тебя там ледяная сказка из сталактитов и сталагмитов.

Что нужно для зимнего каякинга?
В первую очередь нужно понимание. Чётко нужно понимать, что холодная вода – она не тёплая. Она совсем по-другому влияет на твой организм. У многих этого понимания нет. Многие садятся в лодку, и они думают, что мы в лодке сидим, а вода где-то рядом. Нужно себя сразу же мысленно положить в воду и все действия делать с учётом этого. «Сухарь – это средство безопасности, оно даёт возможность выжить в холодной воде.

Каячил за границей? Где?
Да. 3 опыта. От примитивного к более сложному.
Первый опыт. Лёгкий выход в Швеции на воду, в магазине Point65, на лодке Freya. Там была такая возможность попробовать. Это просто реально авианосец. Что она здоровая – можно оценить только вблизи.
Второй опыт. Чуть побольше. Это Голландия, в самом большом каякерском магазине Европы «Kanocentrum Arjan Bloem». Брал там лодку и катался часа 3 по озеру.
Ну а самый богатый и интересный опыт — это Япония, остров Исигаки. Я там каячил раз 10. Конечно же это не каякинг экспедиционного плана, это one day trip. На Исигаки пейзажи надоедают через пол часа, но есть другие интересные моменты – приливы/отливы, течения, другая фауна (черепахи, баракуды). Один раз вытащили лодки и пока обедали, вода отошла на столько, что до воды пришлось их реально тащить, в районе 150 метров. А тащить по рифу – это совершенно не комфортное занятие, с учётом того, что у тебя стеклянная лодка, которую необходимо нести на себе.

Есть какая-нибудь интересная история от каякинга в Японии?
Да, был необычный опыт. Пошли с Исигаки на Такэтоми, покушали и начали возвращаться обратно. А дорога на этот остров интересная. С одной стороны идёт Тихий океан, с другой стороны Восточно-Китайское море. И получается там происходит какой-то водораздел. Не знаю почему, но великий каякер Саторо потащил меня по этому водоразделу. 6 километров стиральной доски. Проблема была в том, что я был в каяке без юбки, на меня просто юбки не нашлось по толщине талии. И в один момент воды в кокпите было уже столько, что надо было её куда-то девать. На мой вопрос: Саторо, а где помпа? Получил ответ: что такое помпа? На тот момент я был очень правильный каякер, должна была быть помпа, губка, верёвочка, каяк должен был быть оборудован на 100%. Но когда мы собирались выходить в море, Саторо посмотрел на меня и спросил: тебе точно это надо? И вот мы оказывается вышли в море и у нас ничего этого нет. Саторо, говорю, я не дойду, я затону. Он подъехал ко мне, взял пластиковую бутылку с водой, обрезал её. На, говорит, вычерпывай. Несколько раз на пути обратно пришлось останавливаться и пользоваться этой ручной помпой. Handmade bilge pump.

Многим каякерам часто приходится слышать фразу «вы что, еб@нутые?». Обычно, это происходит где-нибудь в районе острова Желтухин со стороны катеров. Часто тебе приходилось слышать такое?
Сегодня утром в лифте. Сосед с удивлением узнал, что я оказывается увлекаюсь каякингом. Говорит мне: у меня родственник один, еб@нутый, представляешь, он на каяке от Русского до Попова дошёл. А я стою и говорю: мне даже стыдно говорить, где я был на каяке и куда я доходил, и куда я только сегодня утром сбегал туда-сюда. А вчера на Песчаный смотались с КТОФа. Я с вашей точки зрения не просто еб@нутый, а на всю голову. Конечно же, часто приходилось слышать подобное. Но это нормально.

Часто ли вы киляетесь? Это легко сделать? Что делать потом?
Если мы говорим про морской каякинг. То за всю свою каякерскую историю, я кильнулся один раз. Это было связано с большой усталостью, когда решил покаячить после длительного перелёта. Нужно следовать стандартам безопасности: ты должен быть готов вернуться в каяк через 2 минуты, если ты это делать не умеешь, тебе в море не место. Это ничего сложного, это просто тренировки.

Какой самый дальний поход?
У меня было два длинных похода. Один с группой: Женей Ващенко и Костей Безугловым. Мы шли от Ольги до Шепалово (примерно 300 км). Но для меня этот поход, не самый интересный. Самым интересным походом я оставляю за походом в одиночку с Токарёвки до Посьета (примерно 200 км), с посещением всех островов заповедника. Забег в одиночку – это некая прокачка скилз, в том числе психологических. Готовность быть одному, готовность оценивать все риски только на одного, готовность совершать что-то, готовность принимать решения в одного. Это был самый интересный для меня поход.

За один день далеко можно уплыть?
Этот вопрос лучше задать Дамиру. За день можно угрести 50+ километров. Но всё, что 30+ км в день – приносит утомление и не приносит желаемого кайфа. Поэтому я бы сказал так: за день нужно угребать до 30 км.

Самое красивое место куда можно добраться только на каяке?
Восточная часть дальневосточного морского заповедника. Именно с каяка смотрится шикарно и восхитительно. Имеется в виду кусок береговой полосы от мыса Льва до бухты Теляковского и сопутствующие острова Дурново, Де-Ливрона, Гильдебрандта и Большой Пелис.

Какие места к посещению на каяке обязательны или можете порекомендовать в рамках Приморского края?
Архипелаг островов императрицы Евгении – это и красиво, и здорово, и доступно.

Лучше компанией или одному каячить?
Небольшая компания, 2-3 человека – это оптимально.

Безопасно ли ходить в одиночку или лучше иметь пару?
Ходить в одиночку безопасно, это нормально. Надо просто к этому более тщательно готовиться.

Гаджеты каякера, что обязательно нужно иметь с собой в походе на несколько дней?
Ну, фиг его знает. Да вообще ничего не надо. Фотоаппарат и, как говорится, жилет по-ярче, чтобы тело легче обнаруживать и всё. // Евгений смеётся.

Можно ли спать в каяке на воде? Это вопрос конечно больше для Дамира, но всё-таки.
Думая об этом, всегда думаю, что человек должен иметь железную задницу. Иначе – невозможно. Пусть отвечает Дамир, с детализацией.

Ходят слухи, что приморские Каякеры брутальны. Да/Нет/Почему?
Не знаю откуда возник этот вопрос, на самом деле это слово «брутальные каякеры» — это я подшучивал над Сахалинцами. Они когда в первый раз сюда приехали: Гриша Беляков, Саша Емченко. Я над ними издевался: во, говорю, прибыли брутальные сахалинские каякеры. Они говорят: Женя, почему брутальные? Ну вы то уже столько всего, а мы тут ещё ничего. Вы, говорю, брутальные сахалинские каякеры. А потом, когда они обходили Гамова и назвали эту трассу коричневой. Рассказывали: Женя, брутальные сахалинские каякеры конкретно обгадились вокруг Гамова, капец как страшно было.

Если бы пригласил гостей покаячить, чем будешь кормить/поить?
Национальный напиток приморского каякинга – лимончелло. Как Жека Ващенко её произвёл, так и пошло это. Кормить – устрицами, мидиями, гребешками и травой (имеется в виду морская капуста).

Где мечтаешь покаячить?
Приморский край – за чертой остался остров Фурульгельма. Не успел побывать во времена доступности, а сейчас с разрешениями тяжело. А если говорить про заграницу – Nord Cap северная оконечность Норвегии, многие уверены, что это стандарт каякинга.

Какая твоя каякерская мечта?
Создать клубное движение. Не чтобы это был клуб на бумаге, в чате. Чтобы он имел физическую привязку. Чтобы это было место, где можно заниматься каякингом. Прийти любому желающему. Взять лодку, покататься. Как у них.

Блиц-вопросы!

Каяк – это он или она?
Он. Но вообще, с точки зрения судов – это всегда она. She.

Каякинг – это дорого или долго?
Больше долго, чем дорого.

Кто самый крутой Каякер на ДВ?
Я. // Смеется. Каякеры все разные. Вот Костя лучше всех рыбу ловит. Никита Миненко лучше всех в экспедицию ходит. Евгений Кузьменко на сёрф ски круче всех катается. Алексей Спайдер – у него количество кругосветок в год самое большое. Дамир – супермарафонец. А еще сахалинцы и камчадалы…. Так, наверное и не ответишь на этот вопрос. Как измерять.

Холодно?
Нет, это не ко мне вопрос.

А до Японии слабо?
Не, не слабо. Страху нету.

Самая большая скорость какую удалось развить?
23.8 км/ч – сёрф ски. А на обычном каяке я никогда не измерял.

И скорость, при которой уже становится сыкотно?
Всё что больше 15 км/ч, это не то, что сыкотно, просто быстро.

Какая средняя скорость?
6-7 км/ч для экспедиционного каяка.

Сколько стоит каяк?
Начиная от 1000 долларов и вверх до 6000.

Сколько нужно весел каякеру для счастливой жизни?
Я думаю, восемь. Ложка для сёрф ски, Werner Ikelos для обычного каяка, лёгкое на длинную дистанцию TNP Nekton, Werner Sticken дубовое весло, которым можно лёд ломать и всё такое прочее. 2 гренландца, один тяжелый, другой лёгкий. Шесть получается. Значит 6.

Сколько нужно лодок каякеру для счастливой жизни?
Шесть. Сёрф ски, экспедиционный стекло, экспедиционный полиэтилен, дельфин (имеется в виду P&H Delphin) для маневрирования и всего остального, Pyranha Fusion 2 однозначно мне нравится и девать её я никуда не хочу, шестой я не знаю для чего, оставил в запасе.

Ночной каякинг?
Я его не люблю. Не вижу воду, при волнении не комфортно втыкать весло, не сова по натуре.

Сколько нужно тренироваться, прежде чем куда-то плыть?
Самое главное – это освоить моменты безопасности, возврат в лодку. Чтобы не было боязни и была готовность к этому. В первую очередь, психологическая.

Добавить комментарий