Часть 1. Подготовка на берегу
Во что одеться мы подробнее рассказали тут , а вот важность одежды, стоит подчеркнуть именно в этой статье. Экипировка, она же грамотная одежда на воде и берегу — это залог вашей безопасности. В первую очередь, защита от переохлаждения, т.к. в воде это вопрос очень короткого времени, если мы не говорим про пляжный каякинг на югах. В состоянии переохлаждения человек склонен принимать неадекватные и невзвешенные решения, вероятны нарушения в координации движений, грубо говоря, дрожащими задубевшими руками вы ни веревочку развязать не сможете, ни товарищу помочь.
Ну добавить тут нечего, цифры говорят сами за себя.
Не стоит недооценивать и противоположную крайность, — обгореть на море можно за один день до волдырей, чем создать не только себе приключение, но и товарищам. Итак, одежда должна в первую очередь защищать ваш организм! Во-вторую очередь, обеспечивать комфорт. Ну и в-третью, доставлять эстетическое удовольствие )
И кстати, небольшой пример для тех, кому «жар костей не ломит». Товарищ в примерно +12 с солнцем, но при холодной воде, надел под сухарь полартек теплый. И через полтора часа интенсивной гребли приобрел одутловатую и бордовую физиономию, начал задыхаться, появились все симптомы перегрева, включая головокружение.
Теперь поговорим о том, что взять с собой в ПВД или небольшой походик.
Про общее снаряжение и его упаковку рекомендуем почитать тут .
А в этом посте остановимся подробнее на снаряжении для безопасности
- Компас и карта. Элементарные навигационные приборы обязательны на воде. Это может быть карта в телефоне, но тогда убедитесь, что у вас хватит заряда аккумулятора на всё мероприятие и будет мобильная связь. Почему компас? Потому что туман может накрыть вас в 100 метрах от берега в течение считанных минут. И дальше для ориентировки у вас останется только слух, и повезет, если можно будет двигаться на шум наката к берегу. В условиях ограниченной видимости двигаться на море можно только имея навигационные приборы и хотя бы минимальный навык их использования. Если вы не уверены, лучше переждать. В акватории, где есть движение моторных судов, надо быть вдвойне осторожным, могут из тумана выскочить на вас на моторе, т.к. каяк не видно и не слышно. Если у вас есть GPS-навигатор, то еще лучше. Проверьте, чтобы в нем была карта и аккумулятор. Уберите его в герму, если устройство не защищено (а лучше в любом сценарии, потому что соль не щадит электронику). На палубе все устройства рекомендуется пристраховать веревочкой к обвязке.
Специальный компас под разъем 70р на каяке.
Существуют и такие съемные модели.
Более бюджетные варианты — это обычный компас ориентировщика типа Москомпас.
наручный компас от фирмы Москомпас.
- Лиш на весло. Это такая веревочка, которую используют в морском каякинге. Адепты белой воды крутят у виска “Вы что, веревкой привязываете весло?! Вас же замотает!” Аффторы считают, что наличие страховочного лиша для весла в экспедиционном формате оправданно. Это удобно при старте, при различного вида спасах на воде, во всех вариантах условно спокойной воды. Когда лиш нужно снять? При всех вариантах покатушек в спорт-режиме. То есть, скорее всего, та аудитория, которая занимается этими активностями, сама уже знает ) Но поясню: серфинг, рок-гарденинг, чалка в накат — это те ситуации, где лиш может намотаться, в том числе вам на шею, и его снять будет безопаснее, даже в сценарии потери весла. Лиш можно сделать самому из подручной веревочки, в нем нет магичесиких свойств)
- Надувной мешок на весло. Обязательный девайс как для случаев самоспасения и возврата в лодку, так и для тренировок эскимоса самостоятельно. Представляет с собой двухкамерную емкость с клапанами, надувается легко и быстро на воде и надевается на лопатку весла, ну собственно нижеприведенное видео хорошо показывает пользование таким мешком.
Простой мешок с Алишки, вещь строго необходимая.
Пример использования подушки на весло.
- Веревка-буксир-морковка. Подходим к самым щекотливым вопросам ) Зачем нужна веревка? Самое бытовое применение ее — сушить вещи или тащить лодку волоком или пристраховать к камню или дереву каяк на стоянке. Но мы не только об этом. Веревка как буксир может быть очень актуальна в ПВД с новичками. При перемене метеоусловий, при морской болезни, да и просто при усталости вас и вашего спутника, веревка 7-15 метров будет незаменима и позволит транспортировать ослабевшего участника до места возможной стоянки. Буксир обязательно снять и убрать при чалке, если есть накат. Буксир в морском каякинге — это просто плавучая веревка, которая убирается в специально сшитый кармашек на поясе. То есть это специальный отдельный элемент снаряжения — страховой пояс.
Морковка — это наследие бурноводинга. По сути тот же буксир, но, как правило, не вешается на пояс. Для начала вполне будет достаточно простой веревки 6-8 мм. Про методы страховки можно почитать в трудах Свешникова А. по безопасности.
- Аптечка. Про туристскую аптечку можно написать отдельный пост. А можно почитать уже готовые источники. Тут важно знать, что она должна быть. Она должна быть под рукой, сухая. Самое близкое, что должно быть — таблетки от укачивания, пластырь и обезболивающее.
- Помпа. Тоже штука незаменимая. Это специальный насос, который позволяет откачать воду из каяка. Это базовое аварийное снаряжение. В добавку напомню тут, что полезна так же губка (например, автомобильная), чтобы удалять воду в труднодоступных местах, а заодно ей можно убрать песок из лодки. Считается, что помпа должна располагаться на каяке в такой близкой досягаемости, чтобы вы могли достать ее самостоятельно за пару секунд.
- Про спасик и ежу понятно. не будем тут останавливаться подробно. Он должен быть. Должен быть надет и застегнут на каякере. На нем хорошо иметь свисток. Свист на воде слышен намного лучше голоса.
- Запасное весло. Вещь практически бесспорная. Если у вас сломается основное весло, а они это делают, даже самые крутые…
Внимание! Ненормативная лексика! 18+
И если в этот момент вы окажетесь далеко от берега, то другого варианта просто не будет. На запаску можно возить дешевенькое любое весло, но быть оно должно. Расположить его нужно на деке. Если идете в одиночку, то под обвязку спереди, чтобы можно было достать самостоятельно. Если в группе, то можно и сзади на деке.
- Когда нужен шлем. Усугубляем ) Нужен ли шлем и зачем? Он однозначно нужен при покатушках — серфинг, рок-гарденинг, залезание в гроты и ворота. И, кажется, понятно, почему. Там очень легко достать головой недружелюбные твердые поверхности. В экспедиционном варианте шлем может быть нужен при чалке в накат на каменистый пляж. Если такой сценарий не исключен и в ПВД, то возьмите шлем. Его можно везти на деке, если на голове он докучает. Основная характеристика шлема — он должен быть по размеру. Маленький шлем сдавливает черепушку и приводит к головной боли очень скоро. Слишком большой шлем обладает чудесным свойством съехать вперед и закрыть собой обзор.
- Стропорез. В классической теории стропорез это нож, который сохраняет безупречную заточку (а это означает, что он не используется для бытовых нужд) и находится в досягаемости машинально, интуитивно на спасжилете. Назначение стропореза — быстрое перерубание веревки, угрожающей вашей жизни. Это может быть рыбацкая сеть или любой другой конец, мешающий жить. На моем опыте самый рабочий вид стропореза — это крючок, а ручка в виде петли. Этот стропорез не слетает и не скользит ни в руках, ни на веревке. И не соблазняет вас нарезать им колбасу на камнях (и затупить его). Простой ножик для перерезания веревки требует две руки и пилящие движения на одном месте, а не всегда будет такая удобная возможность.
Стропорез который именно стропорез.
Ну а таким можно и колбасу порезать.
- Рация. Очень полезный, хотя и не_необходимый атрибут в море. Тут есть два сценария. Имея большую разноуровневую группу, вы либо договариваетесь и идете в зоне слышимости свистка, либо допускаете разделение группы на авангард и арьергард и поддерживаете связь. Если группа небольшая, схоженная и похожего уровня по силам, то вопроса по рациям у вас не возникнет) Если вы в зоне покрытия мобильной связи, то обычно тоже.
- Рем комплект (или друга с ремкомплектом). Комплектация зависит от конкретного вашего снаряжения и лодки. Обычно об уязвимых местах узнают на собственном опыте. Это могут быть тросики руля или другие механические его части. Стоит взять плоскогубцы, армированный скотч, проволоку, нитки и иголку, клей. До пайки полиэтилена, хотелось бы верить, не дойдет. Но умельцы для этого обходятся зажигалкой и ложкой )
Итак, с тем, что взять мы разобрались, теперь следующий этап — “что проверить” — опять же в этой статье мы говорим про подготовку дома.
- В первую очередь, это погода. Если вы стали морским каякером, то отныне погода это не температура воздуха и облачность. Не только и не столько ) Теперь вам придется постичь новые измерения — ветер и волна. Смотреть прогноз правильно на специальных ресурсах для спортсменов или моряков,рыбаков. Например, Ветер нужно смотреть фон и порывы. Имея в виду, что при встречном ветре больше 6 м/сек вы потеряете удовольствие от прогулки, но сможете двигаться, затрачивая много сил. При ветре больше 8-9 м/сек в среднем скорость движения упадет до 2 км/ч при полной выкладке. Поэтому лучше в этом варианте копить спортивную злость на берегу.
С кем идти? Конечно, не всегда можно выбрать компанию по душе. Но что стоит учесть?
- если вы начинающий, то не нужно ходить в одиночку больше, чем дневной маршрут. При подготовке полностью рассчитывайте на свои силы. Максимально учтите, что в любой непредвиденной ситуации, нужно будет справляться самому. Если вы не уверены, что сможете самостоятельно при киле посреди моря спастись, не ходите в одиночку, пока такая уверенность не появится. Для начала своего опыта выберите теплый сезон и небольшие маршруты. Начните с тренировок самоспасения.
- Если вы собираетесь в ПВД компанией, то есть такое старое советское правило из туризма — “правило 20%”. Это означает, что новичков в группе может быть не больше 20% от количества участников, так чтобы не ставить под угрозу жизнь и здоровье всех. То есть на 5 человек может быть 1 новичок. Это правило для серьезных походов. Но в нём есть здравый расчет. Например, именно 4 человека могут транспортировать на носилках пятого без категорической усталости ) Вы спросите, причем тут носилки, мы же про море?! На самом деле, на море всё очень схоже — для транспортировки одного, нужен второй стабилизирующий каяк, третий и четвертый буксирующие, пятый вперед-смотрящий и отдыхающий, который может подменить других.
- спиртное на воде. ну, в общем, правила безопасности говорят, что спиртное в морском путешествии полагается на берегу.
Куда идти?
- планирование маршрута это, конечно, важный этап и влияние на безопасность оказывает определяющее. Поскольку мы ориентируемся на новичков, то не будем в этой статье глубоко погружаться в детали (течения, отливы, сезонность и прочие хитрости). Для начала дневная протяженность перехода для комфортного путешествия должна быть 10-15 км, при хорошей физической подготовке можно 15-23 км в день планировать. Режим 30+ км это вариант для уже более сильных гребцов, но ходят и больше, конечно. Начальные маршруты лучше брать ранее разведанные кем-то, когда заранее известны стоянки, вода. Можно скачать GPS-трек или просто на карте проверить маршрут. Хорошо идти с перерывами через каждые 3 часа, чтобы размять ноги и с обедом в середине ходового дня. Обед позволяет увеличить протяженность дневного прогона без насилия над личностью. В течение ходового дня можно перекусывать на воде, для этого иметь в доступе батончик или фрукты или бутерброды и воду или термос с теплым питьем.
Продолжение следует: Часть 2. Подготовка на воде (чему научиться)